Конспекты уроков



Интегрированный урок (биология, обществознание) по теме "Глобальные проблемы человечества: экология выбора" (10-й класс)
Сенькина Виктория Викторовна, учитель истории 
Тарасенкова Галина Михайловна, учитель биологии, химии

Задачи:
  1. Устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи: фактор (причина) — изменения в окружающей среде, обществе (последствия) — реакции биосоциологической системы (результат);
  2.  Совершенствовать умения учащихся излагать материал, строить свои выступления в соответствии с общественными законами и законами биологии; развивать умения формировать коллективное решение, обсуждать проблемы, доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ;
  3. Определять ответственность каждого человека за принятые решения в отношении глобальных проблем человечества, воспитывать толерантность, способность формулировать собственные нравственные суждения.
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе учащимися 10-х классов, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории.
Тип урока: освоения нового материала
Форма урока: дискуссия с использованием ИКТ
Материалы к уроку:
  1. Рабочие листы учащихся
  2. Правовые документы, регламентирующие деятельность человека в плане решения глобальных проблем человечества
  3. Доклады, сообщения учащихся
  4. Кроссворд «Глобальные проблемы человечества»
Оборудование:
  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Интерактивная доска
Зрительный ряд:
  1. Книжная выставка по глобальным проблемам человечества
  2. Газеты центра «Экология»
  3. Научно-исследовательские работы учащихся по экологическим проблемам:
  4. - «Исследование Деснинского водохранилища» (автор: И. Андреев);
  5. - «Влияние шума на человека» (автор: Д. Холстинкина)
  6. Грамоты, дипломы учащихся за участие в областных конкурсах по экологии родного края, обществознанию
  7. Слайд – фильм «Глобальные проблемы человечества» (авторский проект)
  8. Слайд-фильм «Дневник нерожденного ребенка» (авторский проект)
  9. Слайд-фильм «Наркотикам – нет!» (авторский проект)
  10. Отрывок из видеофильма «Накойкаци»
  11. Музыкальный слайд-фильм «Разговор с Богом
Термины: глобальные проблемы, Декларация, кризис, накойкаци, ООН.  пакт, ратификация, терроризм, толерантность.
Подготовительный этап урока:
  1. Определение темы для проведения интегрированного урока
  2. Разработка программы и плана работы, подготовка тем для выступлений учащихся, необходимый наглядный материал, слайд-фильмы
  3. Формирование и определение круга проблем для дискуссии. Проведение консультационных занятий учащихся с педагогами;
  4. Разработка правил ведения дискуссии и доведение их до сведения учащихся;
  5. Назначение выступающих и оппонентов из числа учащихся.
План урока:
I. Введение. Если бы мир был деревней из 100 жителей
  1. Что такое глобальные проблемы человечества
  2. Факторы, способствующие появлению и обострению глобальных проблем
  3. Признаки глобальных проблем
  4. Глобальные проблемы человечества в документах международного права
  5. Проблема разоружения мира, угроза новой мировой войны
  6. Международный терроризм
  7. Экологическая проблема
  8. Демографическая проблема
  9. Проблемы стран «Восток – Запад» (здравоохранение, продовольственная, энергетическая, сырьевая)
II. Закрепление материала, решение кроссворда
III. Вывод
Содержание урока:
«…Что посеет человек, то и пожнет»
(Послание к галатам св. Апостола Павла, VI, 7.)
(Перед началом урока просмотр музыкального слайд – фильма «Разговор с Богом»)
Галина Михайловна: Здравствуйте, уважаемые гости, учителя, ребята. Сегодня у нас необычный урок: опираясь на знания, полученные на уроках биологии, обществознания и правового центра, центра «Экология» рассмотрим глобальные проблемы человечества и найдем решения этих проблем.
Представим на мгновение, что наш мир превратился в деревню, где проживают сто жителей.
Виктория Викторовна: посмотрим на интерактивную доску (идет демонстрация слайдов) Приложение 1
Виктория Викторовна: перед Вами лежит рабочий лист (
Приложение 2), который является вашим помощником и одновременно показателем эффективной работы на уроке (работа с интерактивной доской +слайды). Глобальными называют проблемы, которые охватывают весь мир, всё человечество, создают угрозу для его настоящего и будущего и требуют для своего решения объединённых усилий, совместных действий всех государств и народов.
Факторами, способствующими появлению и обострению глобальных проблем явились:
  1. резкое увеличение расходования природных ресурсов;
  2. отрицательное антропогенное воздействие на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей;
  3. усиление неравномерности в уровнях социально – экономического развития, между промышленно развитыми и развивающимися странами;
  4. создание оружия массового уничтожения.
Признаки глобальных проблем: (работа с классом)
  1. глобальные масштабы проявления
  2. острота проявления
  3. комплексный характер
  4. общечеловеческая сущность
  5. особенность предопределять ход дальнейшей истории человечества
  6. возможность их решения усилиями всего мирового сообщества.
Галина Михайловна: современное человечество всегда осознавало опасность проблем, порождаемых человеком, поэтому, начиная с середины XX века международное сообщество, ООН рассматривает и  ратифицирует пакты, Декларации, Конвенции, где четко прописаны правовые нормы соблюдения экологического равновесия на планете, отношения к гражданскому населению во время войн и локальных конфликтов, осуждение терроризма как вопиющего факта направленного против человечества, выступает за экономию всех видов ресурсов, поддержку стран «третьего» мира.
Сейчас Иван Блиновских ознакомит нас с выдержками из этих документов, осуждающих преступления против человечества, явственно показывающих глобальные проблемы и пути их решения правовым путем.
(Выступление учащегося с сообщением «Глобальные проблемы человечества в документах международного права»)
Игорь Андреев рассказывает стихотворение о войне:
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…
Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвеньи!
(Сообщение учащегося «Проблема разоружения мира и угроза новой мировой войны»)
(Идет демонстрация отрывка из видеофильма «Накойкаци»)
Виктория Викторовна: (демонстрация слайда) Терроризм (лат.) - устрашение смертными казнями, убийствами и всеми ужасами неистовства по толковому словарю Даля. Существует еще одно определение терроризма:
Галина Михайловна:  Терроризм - преступление против общественной безопасности, заключающееся в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти (демонстрация слайд-фильма «11 сентября – трагедия в Нью-Йорке»).
(Выступление Максима Лукьяненкова «Международный терроризм – проблема современного века»)
Галина Михайловна: на нашей выставке вы можете ознакомиться с исследовательскими работами учащихся, где рассматриваются экологические проблемы г. Десногорска, Смоленской области (презентация представленных работ учащихся).
(Выступление Д. Бутаковой с сообщением «Экологические проблемы человечества»)
Галина Михайловна: с ребятами мы подготовили экологическую пьесу «Повстречаем чудеса» отрывок из которой мы вам покажем.
(Демонстрация отрывка из пьесы учащимися 10 А класса)
Галина Михайловна: одна из важнейших проблем – это демографическая. Данная проблема существует в России и нашей области. Посмотрим слайд – фильм «Дневник нерожденного ребенка», над которым задумается как мы с вами - взрослые, так  как у нас у всех есть дети, так и юноши и девушки, сидящие в этой аудитории.
(демонстрация слайд-фильма «Дневник нерожденного ребенка»).
(Выступление Е. Комаровой с сообщением «Демографический кризис и его последствия»)
Виктория Викторовна: проблемы стран «третьего мира» называют еще проблемой «Востока – Запада». Продовольственная, сырьевая, энергетическая, здравоохранения должна решаться сообща всеми государствами, необходимо помочь нуждающимся продовольствием, здравоохранением. Мы живем в мире, где без поддержки, взаимопомощи ничего не решить!
(Выступление Д. Давлятовой с сообщением «Здоровье нации – залог будущего для детей»).
Демонстрация слайд-фильма «Нет наркотикам»
Галина Михайловна: мы с вами рассмотрели самые серьезные проблемы современного человечества. Для того, чтобы определить как вы усвоили материал, предстоит написать сочинение-эссе по изученному материалу. На ваших рабочих листах написана тема эссе. В течение 5-7 минут вам нужно изложить главную мысль урока. Приступайте к работе.
Марина Никанорова получит индивидуальное задание: на интерактивной доске выполнить кроссворд «Глобальные проблемы человечества»
(рисунок1 , приложение 3)
(учащиеся работают над эссе, М. Никанорова над кроссвордом).
 Проверка кроссворда после выполнения задания.
Виктория Викторовна: теперь вам предстоит сделать вывод урока, опираясь на ваши сочинения.
(Учащиеся зачитывают свои эссе. Выборочно)
III. Вывод урока
Виктория Викторовна: вы убедились, что если человечество не будет сообща решать проблемы, то подведет себя к черте за которой, только гибель цивилизации. Вспомним фантастические произведения Рея Бредбери «И за деревьями лес», «Бабочка»…
Продолжает Галина Михайловна: наше здоровье, здоровье наших детей, образ жизни зависит от воздуха, которым мы дышим, продуктов питания, которые мы употребляем, дома, в котором мы живем, одежды, которую мы носим…Все это экология, в которой важнейшую роль играет Человечество. Ваше будущее, будущее ваших детей зависит от решения глобальных проблем всем мировым сообществом. Это и есть Экология Выбора.
Учащимся сообщают оценки за урок, благодарят за активное участие.
Урок окончен.






Вегетативное размножение

(6-й класс)

Фролова Любовь Николаевна, учитель биологии
Цель урока: создать условия для развития представлений о разных способах вегетативного размножения цветковых растений. Задачи:
  • учить устанавливать причинно-следственные связи, пользуясь различными источниками информации;
  • учить подбирать и группировать материал по теме;
  • учить сотрудничать при решении учебных задач;
  • учить выслушивать и объективно оценивать другого.
Оборудование:
Учебник Пасечник В.В. для 6-го класса “Биология. Растения. Грибы. Бактерии”, комнатные растения (хлорофитум, диффенбахия, фиалка, глоксиния, сансивиерия), Мультимедийная установка.

ХОД УРОКА


1. Вызов информации

Учитель на фоне слайда №1 из презентации:
В течение нескольких уроков мы изучали основные процессы жизнедеятельности организмов. Внимание! Этот процесс – один из самых сложных в жизни организмов. Благодаря этому – каждое растение или животное оставляет после себя потомство, и этот процесс повторяется снова и снова. Преемственность организмов создает бессмертие вида. Какой же процесс присущ всем живым организмам и создает бессмертие вида? ('Ответ: размножение').
На доске написаны некоторые понятия связанные с этим процессом. (Размножение, Половое, Бесполое, Один организм, Два организма, Идентичное потомство, Деление, Почкование, Спорообразование). Используя их с помощью слайдов №1,2 мультимедийного приложения, составьте небольшой связный рассказ, обменяйтесь информацией в паре. (Ответы заслушиваются по цепочке). А теперь, чтобы каждый из вас мог проверить правильность ответа, давайте прочитаем текст в учебнике на стр. 175 – 176.
Учитель. Элодея канадская – Северо-Американское водное растение. Впервые появилось в Шотландии, в конце 19 века, сейчас встречается во всех водоемах Европы, кроме того, она уже перешагнула границы Азии. Что интересно: элодея – двудомное растение, (Какие растения называют двудомными?), в Европу попали только пестичные цветки. Но она обладает способностью очень быстро размножаться, заполняя весь водоем, затрудняет рыбную ловлю, а временами даже судоходство. Вследствие таких свойств элодея получила название “водяной чумы”. (Рассказ сопровождается демонстрацией презентации к уроку слайд №3).
Ребята, тот из вас, кто был внимательным при составлении рассказа и чтении текста в учебнике, заметил, что одну из форм бесполого размножения я не написала. Назвав эту форм бесполого размножения, вы назовете тему нашего урока. (Ответ: вегетативное размножение слайд №4).

2. Осмысление (изучение нового материала)

Учитель. Сегодня мы познакомимся с особенностями и разнообразием вегетативного размножения. Все необходимые записи мы будем вносить в тетрадь (слайд №5).
Учитель. Почему форма размножения названа вегетативной? Назовите известные вам вегетативные органы? Какие побеги у растений вы знаете? Проверьте свои высказывания с помощью рисунков слайда №6 – 9) “Вегетативное размножение” мультимедийного приложения.
В нашу тетрадь мы можем записать органы, участвующие в вегетативном размножении. Теперь давайте выясним, какие способы вегетативного размножения существуют. Каждый, работая самостоятельно с помощью рисунков или текста учебника на стр. 184 – 191, соотнесите способ размножения с органом растения и запишите название с примерами в кластер. Проверьте друг друга в паре и с помощью слайдов №11,12,13,14,15. (Ответы заслушиваются по цепочке, учитель постепенно высвечивает их на экране через мультимедийную установку заполняя тетрадь).
Учитель. Почему же способы размножения так названы? Давайте попробуем объяснить их названия с помощью рисунков и текста учебника на стр. 184. ( Ответы заслушиваются и корректируются ).

Рефлексия

Учитель. А теперь, кто сидит за нечетными партами, повернитесь к тем, кто сидит за четными партами. Получились минигруппы. У каждой, на столе есть определенное растение (хлорофитум, диффенбахия, фиалка, глоксиния, сансивиерия). Работая сообща, в течение двух минут, решите, каким способом целесообразно размножать предложенное комнатное растение?
Учитель. Трудно было? Вот и Гете говорил, что “Самое трудное – увидеть то, что перед глазами” (слайд №16).
Проверим ваши решения с помощью подсказок, которые находятся в конвертах на столах микрогрупп. (Ответы исправляются и дополняются, способы вегетативного размножения и примеры растений записываются в тетрадь, учащиеся еще раз рассматривают рисунки мультимедийного приложения к учебнику со способами вегетативного размножения).
Учитель. Ребята, мы познакомились с вегетативным размножением на примере какой (какого) отдела (группы) растений? (Ответ: отдел покрытосеменные растения). При помощи чего еще могут размножаться цветковые растения? (Ответ: семенами). А какую группу растений вы знаете, которая тоже размножается семенами? ( Ответ: отдел голосеменные растения).
Видели ли вы, как вегетативным путем размножаются эти растения? (Ответ: нет) Голосеменных – осталось около 900 видов, а сколько покрытосеменных? ( Ответ: около 250 000 видов). Почему? Каково же значение вегетативного размножения в жизни растений? (подсказка на экране из презентации к уроку, слайд № 17). А для человека? (слайд № 18). (Заслушивается полученная информация, корректируются ответы.)

Домашнее задание (слайд №19):

Пользуясь полученными знаниями на уроке, примените их на практике. С помощью любого способа вегетативного размножения, укорените новое растение, а полученные результаты принесите в школу к концу учебного года.



"Вирусы". Урок биологии в 11-м классе с использованием презентации, выполненной в PowerPoint

Задачи урока:
  • Сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов (слайд 1) во взаимодействии с клеткой.
  • Раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов (слайд 2)
  • Сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа (слайд 3)

Оборудование:

учебные таблицы, иллюстрирующие строение вирусов, научно-популярная литература о вирусах и вирусных заболеваниях, презентация, учебник.

Тип урока:
изучение нового материала; первичное закрепление знаний.

Ход урока

I. Актуализация знаний


– По планете свирепствует птичий и свиной грипп. Стихийным злом заболеваний являются вирусы. По данным ВОЗ свиным гриппом в мире заболело 285138 человек. Умерли 3635. Ежегодно в мире сезонным гриппом (слайд 4) заболевают около миллиарда человек. Умирают 3 миллиона.

II. Изучение нового материала.


На уроке мы познакомимся с вирусами. Учащиеся записывают тему урока в тетрадях: “Вирусы”.
1. История открытия вирусов.

– Сообщения учащегося. Вирусы были открыты в 1892 году русским ученым – ботаником Д.И.Ивановским ( слайд 5) при изучении мозаичной болезни табака (пятнистость листьев) (слайд 7). Он обнаружил, что здоровое растение можно заразить соком пораженного даже после пропускания этого сока через тонкие фильтры, задерживающие все бактерии. Такие вирусы называют “фильтрующимися” вирусами. Вирусология-наука, изучающая вирусы.
2. Общие сведения о вирусах.
Вирус в переводе с латинского означает “яд”; такое название дал тогда ещё неизвестному и невидимому в оптический микроскоп “противнику” Луи Пастер.

3. Химический состав и строение вирусов.

– Вирусная частица – это крупная частица нуклеопротеида, состоящая из сердцевины, в которой находится ДНК или РНК, окружена белковой оболочкой – капсидом. (Слайд 6) (Слайд 7)
В вирусах присутствует только один тип нуклеиновой кислоты – либо ДНК, либо РНК. По наличию той или иной нуклеиновой кислоты вирусы называют ДНК-содержащими (Слайд 8) или РНК-содержащими (слайд 7).
4. Функция частей вируса. Заполнение в тетради таблицы. (Приложение 1)
(слайд 7),(слайд 8)
Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Самостоятельная работа по карточкам. Учащиеся сравнивают строение бактериальной клетки, растительной клетки (Слайд9) и вируса табачной мозаики( слайд 7) Все данные заносят в таблицу. (Приложение 2)
Ответ учащихся (У вирусов нет цитоплазмы с органоидами, вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы трудно отнести к бактериям, растениям и животным.)

– Итак, вирусы – это неклеточная форма жизни.
– Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до 275нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую (слайд10)
Особей вируса, находящихся в состоянии покоя, называют вирионом.
– Вирусы существуют в двух формах: покоящейся (внеклеточной), когда их свойства как живых систем не проявляются, и внутриклеточной, когда осуществляется размножение вируса.
5. Рецепторным эндоцитозом называют путь проникновение вируса в клетку. Процесс проникновения вируса в клетку хозяина включает следующие этапы:
1)прикрепление вируса к клеточным рецепторам;
2) образование вакуоли/эндоцитоз/;
3) выход вируса из вакуоли в цитоплазму путем слияния вирусной и клеточной мембран (слайд 11)
6. Размножение вируса/только в клетке хозяина/
1) Репликация вирусной нуклеиновой кислоты (удвоение)
2) Синтез вирусных белков (клеточный материал клетки хозяина)
3) Сборка вирионов.
– По завершению сборки вирионы выходят из клетки. В одних случаях из погибшей клетки, а в других из живой клетке. Иногда, вирус проникший в клетку не подает никаких признаков жизни. Они проявляются, когда вирус попадает в восприимчивую клетку и заражает её. Например: вирус гепатита (слайд12) размножается в клетках печени, вирус гриппа (слайд 4) в клетках эпителия слизистых оболочках, вирус полиомиелита (слайд 13) в клетках нервной ткани.
Где размножается Вирус иммунодефицита человека? (слайд 3)
Ответ учащихся: Т-лимфоциты,клетки иммунной системы

Сообщения учащегося. СПИД (ВИЧ), или синдром приобретенного иммунодефицита человека,– вирусное заболевание, передающееся половым путем или через инъекции, сделанные с нарушением правил стерильности. Эпидемия распространяется среди наркоманов (слайд 14) и людей, ведущих беспорядочную половую жизнь. Болезнь проявляется в виде воспаления легких, опухолей, сепсиса и других инфекционных заболеваний. Передается половым путем, зараженными шприцами ( слайд 14),от зараженной матери к ребенку ( слайд 15),при переливании крови, пересадке органов и тканей. Вакцины против вируса нет!
– Вирусы, поступившие в живую клетку: 1) управляют клеточным механизмом клетки-хозяина 2) вносят в клетку только свою генетическую информацию. Если вирусы затронули много клеток, то возникает вирусное заболевания человека (слайд 16), растений (слайд 17, слайд 18).
Вирусы – внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.

– Вирусы могут проявлять свойства живых организмов, только попав внутрь клетки.
– Учащиеся заполняют таблицу (Приложение 3) ( слайд 19)
Вывод: Вирус-Биосистема Организменного уровня.

III. Закрепление знаний

– Правильно ли будет сказать, что все живое имеет клеточное строение?

Ответ учащихся: нет, есть вирусы, не имеющие клеточное строения.

– Оцените мысль о том, что вирусы – это плохие новости в упаковке из белка.

Ответ учащихся: Да. Так. Ведь попавшие в клетку вирусные гены-“плохие новости” приводят к нарушениям нормальных процессов в клетке и к гибели.

Стратегия жизни вирусов?

Ответ учащихся: безудержное размножения.

IV. Тестовая работа (Приложение 4)

V. Домашнее задание:


Рекомендую дома ознакомиться с материалами параграфа 17, чтобы более подробно повторить материал изученный на уроке.

VI. Выставление оценок за урок.

Презентация




План-конспект урока по теме "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

Яшенкина Лидия Дмитриевна, учитель биологии
Цели урока:
  1. Познакомиться с международным проектом «Геном человека».
  2. Самостоятельно изучить тему «Нуклеиновые кислоты» с помощью компьютерной обучающей программы.
  3. Продолжать совершенствовать навыки:
а) работы с компьютером;
б) написания конспектов.
  1. Воспитывать умение управлять собой:
а) сосредоточенность на главном;
б) внимание в процессе работы.
Оборудование и дидактический материал:
  • обучающая программа «Нуклеиновые кислоты» (разработки кафедры информационных технологий обучения и математики КГПУ), www.labmto.itoim.kspu.ru;
  • тестирующая программа «Нуклеиновые кислоты» (разработки кафедры информационных технологий обучения и математики КГПУ);
  • инструктивная карточка с заданиями.

Инструктивная карточка - задание к обучающей Программе по теме: «Нуклеиновые кислоты».

I. Изучить разделы программы в следующей последовательности:
  1. История открытия изучение нуклеиновых кислот.
  2. ДНК.
  3. РНК.
  4. Классификация нуклеиновых кислот.
  5. Нуклеиновые кислоты в клетке.
II. В процессе работы с разделом «История открытия и изучения нуклеиновых кислот» заполните таблицу:
Фамилии ученых Год исследования Вклад в изучение темы (что сделано)
1    
2    
3    
4    
5    
III. В процессе работы с разделом «ДНК» выполнить задания:
1. Подраздел «Строение».
Зарисовать схему нуклеотида.
2. Подраздел «Принцип комплиментарности».
Дана цепь ДНК - дострой вторую цепь.
А—А—Т—Ц—Г—Г—Т—Т—А—Ц
3. Классификация.
4. Подраздел «Функции».
Выписать основные функции ДНК.
5. Раздел РНК.
Познакомится с видами РНК (конспект по своему усмотрению).
V. Заполните таблицу.
Сравнительная характеристика ДНК и РНК.
Признаки
ДНК
РНК
1. Количество цепей    
2. Азотистые основания в нуклеотидах    
3. Пентозы    
4. Нахождение в клетке    
5. Функции    
VI. Познакомиться с разделом «Классификация нуклеиновых кислот».
Сравнить данные своей таблицы с таблицей программы.
Оценить правильность заполнения своей таблицы по «5»- бальной системе.
VII. Изучив раздел «Нуклеиновые кислоты в клетке».
Определить локализацию ДНК в клетке.
Проблемный вопрос. Цитологи утверждают, что белки в клетке выполняют функцию рабочих, а нуклеиновые кислоты- администраторов клетки. Потвердите эту мысль раскрыв взаимосвязь строения и функций нуклеиновых кислот.
План урока.
  1. Беседа, активизация знаний – 15 мин.
  2. Просмотр и объяснение инструктивной карточки с заданиями.
  3. Работа с программой – 30 мин.
  4. Обсуждение выполненных заданий, проблемного вопроса – 10 мин.
  5. Тестирование – 15-17 мин.
  6. Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока
  1. Учитель: В 1988 году организован международный проект «Геном человека» - один из самых дерзновенных, дорогостоящих и потенциально важных проектов в истории науки. Увлеченно работают в этой области несколько тысяч ученых во всем мире, специализирующихся в биологии, химии, математике, физике, технике. Ежегодно в мире выделяются огромные средства на изучение генома. Например, в 1990 году было истрачено 60 млн. долларов, а в 1988 году истрачено только в США - 253 млн. долларов.
Давайте попытаемся:
1) Объяснить понятие геном - ген - днк (выслушать мнение ученика).
2) Сформулировать основную цель проекта, вспомнив основные понятия: биополимеры, мономеры, аминокислоты и т.д.
3) Предположить результаты проекта (выслушать мнения учеников и дополнить их).
  1. Знакомство с инструктивной карточкой.
  2. Индивидуальная работа за компьютером с обучающей программой «Нуклеиновые кислоты».
  3. Обсуждение выполненных заданий. Беседа по проблемным вопросам.
  4. Компьютерное тестирование учащихся.
  5. Подведение итогов урока. Выставление оценок по результатам тестирования.



Комментариев нет:

Отправить комментарий